ЭКСПРЕСС-КУРС MBA
Продуманная стратегия — фундамент успеха на любом рынке. Умеете разрабатывать эффективные стратегии? Докажите это на практике!
Продуманная стратегия — фундамент успеха на любом рынке. Умеете разрабатывать эффективные стратегии? Докажите это на практике!
Из написанных за последние месяцы статей по геостратегии, я начал собирать единую книгу. По ходу прочтения и компиляции, стало ясно, что некоторые темы и вопросы необходимо развернуть, чтобы картина была более цельной и структурированной. Данная статья является расширением и дополнением ранее написанного очерка по стратегии США, и содержит описание всех допустимых сценариев
В настоящий момент перед США, как государством, в лице субъекта – национальных/промышленных элит, стоит не простой выбор. Инерционный сценарий ведет не просто к утрате статуса сверхдержавы и мирового гегемона, но и риск потери субъектоности. Рассмотрим поле стратегий США в зависимости от мировых сценариев. В случае практически закрывшегося варианта сохранения глобального праволиберального мира у США есть две стратегии. Первая называется «Конец истории», так как основывается на представлениях выхода экономики на бескризисный уровень и продолжении построения глобального мира в ближайшие десятилетия. Данная стратегия подразумевает сохранение союза с Фининтерном, направление всех ресурсов на спасение мировой финансовой системы за счет экономики собственно США, и, как следствие, перерождается в сюжет «Гибель империи». Данный вариант грозит утратой мирового господства в районе 2025-2030 гг. и последующей полной потерей субъектности по более жесткому сценарию, чем СССР 90-х годов.
Второй сценарий «Космоколониализм» будет скрыт до периода 2040-2050 гг., когда вновь откроется перспектива космической экспансии и создания обитаемых автономных баз на спутниках и планетах Солнечной системы. Хотя надо отдать должное американцам, последние годы резко усилилась пропаганда космической романтики, началось вытаскивание из-под сукна идей и проектов. Таким образом, в случае сохранения США субъектности, данная стратегия станет актуальной, но не как локомотив прогресса и движения вперед, а как часть естественно развития трансиндустриального мира.
В отношении катастрофических сценариев, стратегия США понятна и логична – повторение основных действий и шагов XX-го века, опять будет провокация мировых войн в Евразии, возрождение доктрины Монро и т.д. Описание этой стратегии представляет не больше интереса, чем переписывание учебника истории. Поэтому детально останавливаться на этой стратегии не будем.
Наиболее вероятным сценарием для мира является вариант – «Многополярный мир, панрегионов», для него у США есть две проявленные стратегии. «Величие Америки» - форсирование перехода в шестой технологический уклад, путем слома существующего постиндустриального общества и гражданской войны. «Последний легион» - суть та же, вот только будет попытка все сделать спокойнее, без перегибов, теряя стратегический темп в угоду минимизации текущих потерь.
Есть еще третий сценарий – построение леволиберального общества, наподобие того, что возможно в Латинской Америке. Вот только для большинства простого населения, придерживающегося правоконсервативных позиций, это неприемлемо. Да и для большинства постиндустриальных жителей городов (начиная от «креативного слоя», заканчивая содомитами и негритянским, неработающим населением трущоб) пока не набрало должного понимания, хотя поддержка идей Сандерса постоянно растет. Пока эта стратегия не всплыла, но в случае провала двух выше указанных, именно с ее помощью будет идти попытка вернуть США субъектность.
Стратегия «Конец истории»/«Гибель империи»
Разбор начнем с инерционного сценария, который бы реализовывался при контроле США Фининтерном. Данный сценарий не нужно сбрасывать со счетов, поскольку несмотря на низкую вероятность, шанс возврата контроля над Белым домом у правых глобалистов, стоящих за Демократической партией, все еще есть.
Суть данной стратегии – спасение мировой финансовой системы, во что бы то ни стало, любыми жертвами, в том числе за счет населения и промышленности США.
На картинке показана схема смены доминирующих технологических укладов в мире, предела развития производственных и военных технологий, экономики, мышления. Для нахождения в мировой элите стране/панрегиону необходимо располагаться в самом верхнем из доступных укладов. Открытие возможности фазового перехода и переход в новый уклад первой страны/панрегиона может очень сильно отличаться по времени.
Напомним, что каждый из укладов является диалектическим отрицанием всех предыдущих, а не естественным продолжением. Постиндустриальное общество это не синоним современного, это всего лишь общество, живущее в пятом технологическом укладе. Последние десятилетия, доминирующие страна и структура находились в постиндустриальном мире - США, Фининтерн. Также это касалось континентальной Европы, Британии, Японии (младшие партнеры), а еще меньше - Израиля и Саудовской Аравии (привилегированные вассалы). Страны, преимущественно живущие в четвертом укладе и имеющие большой масштаб и ресурсы, выступали в роли контрэлиты – БРИК, ну а все остальные относились к третьему миру. Уклад не определяет место и силу, он лишь показывает потенциал, ведь борьба идет в рамках геополитической триады (вооруженная, торгово-экономическая и психоисторическая войны).
Данная картинка показана для некатастрофических сценариев, когда верхний уклад будет расти, а не снижаться, как было бы при мировом сценарии «Темных веков».
При смене верхнего уклада на шестой (кто-то из стран/панрегионов пройдет фазовый барьер), территории, живущие в пятом, постиндустриальном, выпадают из мировой элиты. Вот только проблема США в том, что являясь доминантом и гегемоном, их внутренняя система отношений разбалансирована, нуждается в постоянном притоке ресурсов из внешнего мира. Уровень реальных доходов населения соответствует второй половине 1950-х годов, т.е. падение до равновесной точки составит до 50% от уровня жизни, для справки, после развала СССР падение было 30%. На эту тему много говорится в статьях М.Л. Хазина, так что останавливаться подробно не будем.
Если политика удержания постиндустриального общества сохраняется, то все ресурсы будут идти на сохранение финансовой системы. Население и реальный сектор более не могут обслуживать долги и набирать новые, но это не беда, включаем печатный станок и перераспределяем доходы и активы в пользу финансового сектора, как было не раз. Списывать долги нельзя, так как это активы инвестиционных банков и транснациональных компаний. В итоге происходит банкротство населения, выселение из домов, уничтожение реального сектора (индустриальной экономики). Именно этим грозили Транстихоокеанское и Трансатлантическое торговые партнерства, продвигаемые в правление Обамы.
США не смогут перейти в шестой уклад, так как влияние пятого будет очень сильно, вместо диалектического отрицания, будет попытка развития и усиления элементов пятого, что пытаются произвести в России под видом информатизации.
Ну а в итоге, когда в мире произойдет первый переход в трансиндустриальный уклад, в штатах произойдет обвал постиндустриальной экономики – внешние потоки просто иссякнут, а четвертый уклад окажется демонтирован.
Таким образом, периодизация данного пути будет следующая:
Единственным выходом будет попытка в районе 2030 года пойти по пути левых глобалистов (описано для стратегии Латинской Америки), построение сетевой мета государственности. Вот только это будет уже не Америка WASP-ов или современный постиндустриальный мир, это будет Ибероамерика, состоящая из двух континентов.
Стратегия «Последний легион»
В рамках этой стратегии будет предприниматься попытка избежать гражданской войны и перегрузить страну через внешние события, как получилось сделать в середине 20-го века. Эту политику ведет сейчас Дональд Трамп, он последовательно отказывается от всех соглашений, законов и принципов уходящего мироустройства, исходя из простой логики – пусть я теряю на этом здесь и сейчас 1 доллар, а мои враги – Фининтер и др., теряют на этом 10.
Помимо этого, его действия дают краткосрочный экономический эффект за счет инерции обратных связей.
Экономическая логика и последствия политики Трампа
Экономика США, как мирового доминанта была построена на принципе неэквивалентного обмена со всем миром. За счет трат на армию, спецслужбы, идеологию (Голливуд и все, все, все), НАТО, международные институты (Бреттон-Вудская система) и подкуп национальных элит в других странах создавался механизм давления и выкачивания ресурсов.
Часть полученных ресурсов шла на сверхпотребление населения (тот самый средний класс), а часть на репрессивный аппарат в отношении мира. Вот только механизмы сломались, срок их службы закончился (см. идеи и работы Розы Люксембург и ее последователей), да и аппетиты финансового сектора росли значительно сильнее, чем следовало (см. труды В.И. Ленина).
Чтобы выбивать из остального мира ресурсы нужно все более и более усиливать репрессивный аппарат, пружину, чем дальше, тем тяжелее сжимать, а пользы все меньше и меньше. Дошло до того, что маржинальность дополнительных трат стала меньше единицы, а сопротивление пружины начало расти, даже если ее не пытаться сдавливать сильнее.
Что же такого делает Трамп? Он снижает расходы на мировой репрессивный аппарат (цифра 1 рисунка выше, пунктирные стрелки), направляя сэкономленное на население и свой реальный сектор (цифра 2). Именно отсюда требования к союзникам, платить за свою безопасность самим. Далее должно снизиться давление (цифра 3) на мир и поступающие ресурсы резко упадут (цифра 4). Вот только произойдет это не сразу, есть инерция мышления, и краткосрочно можно улучшить свое положение.
Вот, собственно это мы и наблюдаем последнее время.
Идея этой стратегии, что такими небольшими отступлениями можно будет постепенно оставлять не нужные территории, сжимая зону контроля со всего мира до Латинской Америки (возрождение доктрины Монро), а там задавить сопротивление постиндустриальной экономики (демонтировав значительную ее часть, но не потеряв её полностью) и перейти в шестой уклад.
В чем сложности:
Ключевой пункт – последний, в современном многослойном мировом кризисе победит не кто последним упадет, а кто первым перейдет фазовый барьер в шестой технологический уклад. Это принципиально.
При этом остается шанс срыва в гражданскую войну в более поздний период, что ухудшит ситуацию, так как приведет к выпадению в третий мир, что тут же добавляет рисков. Конкуренты и соседи могут накинуться и не дать вернуть позиции.
Таким образом, стратегия «Последний легион» основывается на способности США контролировать распад мировой системы, спокойно отступать с ранее завоеванных позиций (отсюда страх генералов после требования Трампа вывести войска с Ближнего Востока – отступающая империя гибнет) и постепенно демонтировать неподконтрольные промышленным элитам США элементы постиндустриальной экономики (практически все).
Результатом этого должен стать переход в шестой технологический уклад (роботизация, аддитивные технологии, замкнутый ядерный цикл и др.), вот только будет это на 7-10 лет позже, чем при реализации более жесткого варианта с гражданской войной, да и вероятность ее избежать не такая и большая.
Стратегия «Величие Америки»
Данная стратегия раскрывалась в первой статье по стратегии США. Ее суть – для форсированного демонтажа постиндустриальной экономики, промышленные элиты США в противостоянии с Фининтерном развязывают гражданскую войну на фоне/по итогам следующих выборов Президента в 2021 году.
В результате происходят большие потери, но США не падает ниже позиции региональной державы, статус великой будет временно утерян, но уже в районе 2030-2035 гг. они возвращают себе статус великой державы, первыми выйдя в шестой технологический уклад.
Несколько лет назад промышленные элиты США приняли принципиальное решение запуска нового уклада – была снята патентная защита практически со всех технологий…
Внешняя политика также понятна и описана – бардак в центре Евразии, а именно на Ближнем Востоке с разделом Саудовской Аравии и Турции, ну и доктрина Монро, как первый эшелон обороны.
Вернув контроль над миром или его частью, США без проблем пройдет следующий переход в районе 2055 года (не успеют набрать такого количества дисбалансов) и до 2090 года будут чувствовать себя более чем хорошо.
Исходя из политики США последних десятилетий и личности Трампа, именно данный сценарий кажется мне наиболее вероятным. Да, есть риски, но альтернативы еще хуже, а выигрыш манит.
Заключение
Наиболее вероятный мировой сценарий – распад мира на панрегионы, закрывает самый простой и желанный для США инерционный сценарий «Конец истории», превращая его в «Гибель империи». Вот только для значительной части населения и элит это не является аргументом отказаться от данного пути.
Ключевая проблема США – экономика пятого уклада контролируется не внутренними элитами страны, а Фининтерном. Последний не может договориться с промышленными элитами, перераспределив активы и будущие бонусы, а финансисты (так сложилось, что большая часть сейчас ассоциируется с Демпартией и ФРС) не субъектны, с ними договариваться бесполезно. Это все равно, что пытаться договориться с Кудриным, Набиулиной и Ко о будущем России, вне системы праволиберального мира.
Основным бенефициаром отказа от стратегии «Гибель империи», за исключением собственно США, стала Россия. Ведь именно нас давили бы со всей силой, выбивая ресурсы на сохранение распадающегося глобального мира, ну и как возможный центр концентрации недовольных. А для остальных геополитических игроков это был бы желанный результат, они бы смогли спокойно отсидеться в стороне, подготовиться и забыть про опасного конкурента на 20-30 лет.
Вот только промышленные элиты США решили сохранить страну – честь им и хвала. Перед ними два сценария – «Величие Америки», с перезагрузкой гражданской войной, начиная с 2021 года, возвращением на позицию великой державы уже в 2030-2035 гг., одновременно с переходом в шестой технологический уклад. Второй сценарий – «Последний легион» включает более мирную борьбу, с попытками избежать гражданской войны, но он ведет к возможности вернуть статус великой державы на 7-10 лет позже, что может быть критично, так как конкуренты опередят и захватят лидерство.
Стратегия «Величие Америки» более сильная в средне и долгосрочном плане, она дает остальным геополитическим игрокам меньше времени (практически не отдает стратегической инициативы) и требует больше усилий на реакцию. Таким образом, рассмотрение стратегий других геополитических проектов, в том числе и России, будет идти исходя из временной периодизации стратегии США, включающей гражданскую войну. Ну а если США пойдут другим путем, всему остальному миру будет только легче в средне и долгосрочной перспективе.